Главная Статьи Экспертов
Экология. Водные конфликты.

Экология. Водные конфликты.

Одна из причин их возникновения водных конфликтов  — неправомерное использование водных ресурсов, находящихся в совместной  эксплуатации у стран-соседей. Так одной из причин водного израильско-палестинского конфликта является значительное различие в водопотреблении из единых для стран источников воды. На одного  палестинца приходится 85 куб.м  воды в год совокупного водопотребления , а на одного  израильтянина- 447 куб.м. На Западном берегу Иордана 25 % населения не обеспечены питьевой водой из природных подземных источников, которые максимально используются Израилем. Юридическая основа конфликта противоречие между точкой зрения палестинцев, считающих  эту воду своей собственностью, в силу нахождения природных источников на их территории и израильтян, апеллирующих  к исторически сложившемуся праву пользования, что подтверждается соглашением 80 летней давности  с властями подмандатной Великобритании территории [9]. Постоянные споры в регионе идут из-за вод рек Иордан и Ярмук.

Показательный пример конфронтации,  использованию воды  реки ИНД  протекающей по территории Пакистана, истоки которой   в штате Кашмир( Индия). .В тысяча девятьсот сорок восьмом году   , независимая Индия лишила возможности Пакистан (Пенджаб) использовать созданную  Пакистаном ирригационную систему.  В результате переговоров в 1960 году сторонами подписан договор об эксплуатации водного бассейна р. Инд. Пакистан стал распоряжаться водами 3х западных рек, впадающих в р. Инд, а  Индия — 3х восточных. В  2005 году, при реализации плана Индии о строительстве гидротехнических сооружений на реке Чинаб, Пакистан посчитал возведение гидротехнических сооружений нарушением договоренностей.

Болезненной является проблема  перераспределения доходов возникающих при  эксплуатации гидроэлектростанций. Страны, которые терпят ущерб от эксплуатации гидроузлов в результате, например, затопления земель или нарушения сложившегося порядка землепользования, желают обоснованно компенсировать потери, за счет доходов от эксплуатации гидротехнических сооружений иностранного государства.

Аналогичные проблемы по трансграничным водным конфликтам наблюдаются  между Турцией, Ираком и Сирией, существует проблема совместного использования р. Меконг.

 Ярким примером зарождения конфликтной ситуации,  может стать реализация монгольского проекта «Водный комплекс реки Орхон», в  акватории реки Селенга, кото рая  обеспечивает около 50%  водного стока в озеро Байкал -30 куб.км.

Возникает вопрос,  как  взаимовыгодно использовать трансграничные водные ресурсы. Вопрос обсуждается уполномоченными сторонами Российской Федерации  и Монгольской республики.

Для решения проблемы  в Минприроде России функционирует группа экспертов, задача которой оценить влияние  на экосистему Байкала проекта, включая ГЭС Шурен , подготавливаются обращение к руководству Монголии о  правомочности  строительства ГЭС Шурен на реке Селенга,  письмо во Всемирный банк с просьбой разъяснения  позиции Всемирного банка о финансировании проекта, который нарушает  конвенцию  Юнеско -стороны-участники конвенции обязуются выполнять требования конвенции по охране и сохранению объектов культурного и природного наследия.

Таким образом, важнейшей задачей сохранения национального богатства России является выстраивание государственной надежной правой системы выполнения норм международного права. 

 

©В.В. Сорокин ,профессор МГСУ   25.01.2015