Главная Статьи Экспертов
Здравый смысл или конкурентная борьба?

Здравый смысл или конкурентная борьба?

В.В.Сорокин , с.н.с. , к.т.н.

 ген. дир. ООО «Глав - Эксперт»

                                                          М.С.Кузьмина, помощник

инженер - проектировщика

                                                                   ООО «Глав - Эксперт»

 

Аннотация: Развитие  нормативных баз в области хозяйственной деятельности  является одним из краеугольных камней эффективного бизнеса.

Недооценка роли нормативных баз  в бизнесе приводит, в конечном итоге,  к банкротству фирм и, зачастую к административному, а иногда  и к уголовному преследованию, как создателей, так и пользователей баз.

В рамках данной статьи сделана попытка обобщить   опыт работы и предложить  меры по  совершенствованию  нормативных информационно-справочных систем (ИСС) с позиций конечного пользователя ИСС, который применяет ИСС  для создания продукции и услуг в сфере реальной экономики.

Основное внимание  в статье уделено ИСС  в сфере строительного  бизнеса, где создаются объекты недвижимости и оказываются различные услуги  на всех этапах жизненного цикла  объектов недвижимости.

Статья ориентирована на формирование критического подхода к оценке качества различных нормативно технических и правовых баз, используемых в строительной отрасли у работников строительного бизнеса, студенческой и аспирантской аудиторий.

        Развитие ИСС  определяется несколькими принципиальными положениями:

1.Соответствием состояния ИСС современному уровню развития федерального, регионального, муниципального информационного пространства Российской Федерации.

2. Интеграцией ИСС  в информационное пространство  стран СНГ, дальнего и ближнего зарубежья (глобализационный аспект).

3.Профессиональным уровнем потребителей информационного продукта.

4.Уровнем развития технических средств получения, обработки, передачи и архивации информационного продукта с соответствующим программным обеспечением и сопровождением.

Предметом рассмотрения содержания ИСС являются  документы Российской Федерации, международные документы стран СНГ, стран  ближнего и дальнего зарубежья.

 

 

Многообразие информационно - справочных систем для целей статьи разделяем  на два кластера по предметному признаку: первый кластер справочно-правовые системы (СПС), второй - нормативно-технические системы (НТС).

Лидерами по признаку известности для пользователей в первом кластере являются Консультант Плюс, Гарант, Кодекс, Главбух, Право.

Во втором кластере лидерами являются  NormaCS и  «Техэксперт».

Подход к оценке  конкурентных преимуществ различными экспертами и виртуальными исследователями основан на различных авторских методиках, в основе которых заложен многокритериальный подход. В зависимости от мотивации авторов, количество критериев, методы отбора и группировки критериев субъективны. Так в  опубликованных материалах [1]  определенный интерес представляет подход, где рассматривается 18 критериев, сгруппированных в 5 групп:

1.История системы.

2.Удобство работы с системой.

3.Содержание системы – документы, которые содержатся в базе данных.

4.Сервис, дополнительные услуги.

5.Технические вопросы, цены, демо-версии.

Автор подчеркивает, что « именно то, что я занимался продажами справочно-правовых систем, позволило мне посмотреть на них с точки зрения клиентов, поэтому я рассматриваю только то, что важно для них».

Анализируя количественное и качественное содержание информации, представленной различными  документами  в различных базах, необходимо согласиться с автором [1], что с достаточной степенью точности всю информацию можно разделить на:

1.Информацию, опубликованную в свободном доступе - официальная информация, размещенная в открытых официальных источниках и опубликованная в цифровом и/или в бумажном видах.

2.Специальная информация, к которой  имеется ограниченный доступ с различной условиями доступа: свободный, условно-свободный (коробчатые решения), ограниченный, а по параметру архивации информации на серверах или в системе облачных технологий.

Вместе с тем к любому виду информации конечный пользователь предъявляет требования  достоверности (смысловая легитимность), актуальности,  и юридической легитимности.

Требования конечного потребителя к программному обеспечению и интерфейсу, независимо от уровня его личной подготовки, тоже достаточно понятны: интерфейс должен быть удобным  для работы, что в настоящее время принято называть  привлекательным и «интуитивно понятным интерфейсом». (В Приложении 1 детализируются требования пользователей к содержанию и программным возможностям нормативно-технических баз).

Важнейшими являются параметры быстродействия и безотказности системы, трудоемкость работы потребителя по получению необходимой информации и быстроте освоения нового для него программного продукта.

При анализе публикаций о действующих нормативно-технических систем (НТС) обращает на себя внимание, что потенциального потребителя,  разработчики и владельцы ИСС,  ориентируют на количественное наполнение НТС документами. Для « лидеров», по этому параметру, число документов определяется миллионами единиц. Является ли это конкурентным преимуществом ИСС при современном уровне развития инструментария информационного пространства?

Вопрос о важности количественного наполнения баз документами  интерпретируется и таким образом: «Главным критерием при выборе любой  системы является соотношение полноты базы данных, т. е. количества содержащихся в ней документов, и стоимости. Однако, этот критерий необходимо рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, важно количество представленных в базе данных действующих документов. Во-вторых, количество документов, принятых конкретным ведомством, ибо отдельные категории пользователей работают с документами определенных государственных структур. В-третьих, количество нормативных документов различных категорий. Так, если законы, указы Правительства  и Президента  РФ представляют интерес для широкого круга пользователей, то ведомственные акты тех или иных государственных учреждений интересует узкий круг пользователей».

То есть, ответ неоднозначен.

Дело в том, что значительное количество документов находится в открытом бесплатном доступе в интернете. Документы  расположены  в различных поисковых системах (Яндекс, Google и т.д.) с характерными особенностями поиска документов. У конечного потребителя при использовании этих поисковиков, на сознательном или подсознательном (интуитивном)уровнях, возникает вопрос о содержательной (смысловой) и юридической легитимности документа.

Интересный технический прием о юридической легитимности применили разработчики системы «Право»: при поиске документа указывается, область применения  документа по признаку  «обязательного или добровольного применения» в соответствии с действующим законодательством.

Содержательная база  любой системы основывается на оригинальной структуре нормативно-технической информации, которая должна соответствовать общемировым тенденциям.

Основополагающим  структурным элементом систем являются классификаторы ИСО на международном уровне и  российские официальные классификаторы.

Вторым классификационным признаком является отнесение информации к отраслевому или межотраслевому уровням.

Третьим классификационным признаком является отнесение информации к административно-территориальному уровням: РФ, региональному  и/или муниципальному.

В отношении программного обеспечения необходимо заметить, что легитимность обеспечивается фактом нахождения программного обеспечения  в реестре программ, разрешенных к использованию  на территории РФ.

Быстродействие программного обеспечения и надежность работы - количество отказов за рассматриваемый период времени целесообразно характеризовать  количеством обращений в службу технической поддержки.

В современных программных средствах важнейшими параметрами являются параметры, обеспечивающие переходы между информационными блоками «по горизонтали»  внутри документа, так и между документами, находящимися в локальном или облачном хранилищах. Инструментом является расстановка внешних или внутренних электронных ссылок.

Необходимо отметить, что это достаточно апробированный инструмент. Его наличие не является конкурентным преимуществом. Это лишь необходимое условие работы систем.

Действительно важным преимуществом является наличие инструмента интеграции с внешними, по отношению к системам, программными продуктами, выпускающими конечную продукцию с точки зрения потребителя. Например, в области проектирования строительного объекта – комплект проектно-сметной документации, а в области строительства – завершённый строительный объект  с возможной дальнейшей эксплуатацией объекта Заказчиком или управляющей компанией.

Необходимо отметить, что, например, в области проектирования, важнейшим основополагающим документом, является техническое задание Заказчика.

В настоящей статье для обоснования приведенных положений использовались аналитические данные, доступные в открытых источниках, экспресс - анализ  мнений  профессиональных пользователей ИСС.

В сегодняшнем информационном пространстве количество различных документов, которыми может воспользоваться  для своих целей пользователь, исчисляется сотнями миллионов. При этом возникает ситуация, когда желая применить документ  для своих конкретных целей пользователь, основывается на интуитивном представлении о легитимности этого документа, что может привести к негативным, а порой и трагическим последствиям. Причиной этого является  неумение правильно определить значимость документа - правовую легитимность, актуальность - срок или период действия документа, иногда это скрывается под термином «статус документа».

Положение усугубляется тем, что разработчики и владельцы баз данных, зачастую не раскрывают  легитимность, находящихся у них документов, перекладывая ответственность на пользователей информации.

Таким образом,  при продаже не легитимных документов, закладываются основы конфликтов и в лучшем случае, долговременные судебные разбирательства.

На наш взгляд, при продаже пользователям  систем информационного обеспечения и баз данных отечественным и зарубежным пользователям,  должно быть очевидным:

1.Легитимность программного обеспечения, которая определяется наличием свидельств о регистрации ПО  в соответствии с нормами законодательства. Например, регистрация в  Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных [2] .

2. Открытость или закрытость  документа, т.е. относится документ к публичной информации или служебной  различного уровня доступности. Так к служебной информации относятся стандарты предприятий (СТП),   стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО), технические условия (ТУ). Подавляющее большинство  документов (см.  Приложение 3) относится к документам публичного доступа и не требует получения разрешения на их использование, независимо от места публикации.

3. Авторские права на документ.

4. Условия, на каких основаниях документ находится в базе данных: на правах собственности, авторские права, на условиях лицензионного соглашения,  приобретен, т.е. является собственным или арендованным продуктом, на  партнерских условиях, с передачей определенных прав владения, пользования, передачи документа третьим лицам.

Рассматривая с этой точки зрения информацию, находящуюся в базах данных, можно сделать выводы:

  1. В базах данных  практически всех участников  создания  ИСС  находится максимальное количество документов, находящихся в открытом доступе.
  2. Легитимность ПО подтверждается регистрацией в едином реестре. В настоящее время в едином реестре зарегистрировано небольшая доля оригинальных программных продуктов, например NanoCAD, системы «Кодекс» и «Техэксперт 6-го поколения.

Таким образом, многие разработчики правовых и нормативно-технических баз  могут являться потенциальными участниками судебных разбирательств в соответствии с Федеральным законом "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" от 31.05.2001 N 73-ФЗ (действующая редакция, 2016) [3].

Для справки приводим выдержку об уголовной ответственности за нарушение авторских прав.

Согласно статьи 146 УК РФ (часть 2), незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, наказываются штрафом в размере от 200 до 400 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Важным представляется  юридическая передачи ответственности за возможные ошибки на третьи лица , например, с такой формулировкой: «Электронный текст документа подготовлен консорциумом "Кодекс"[4] и сверен по: ООО "Строительные технологии" СПб., 2016 г.»[5].

Вместе с тем, работа по легализации информации в «Техэксперте»[6] ведется, о чем  свидетельствует опубликованная на сайте «Техэксперта» запись: "Под эгидой консорциума «Кодекс» создан ЦНТД "Регламент" [7], который  является сертифицированным региональным центром нормативно-технической документации "Техэксперт". Компания создана в рамках деятельности Российской сети центров НТД».

Качество документов, находящихся  электронных базах рассматривается нами в двух аспектах.

Первый аспект  хранение в электронных базах  цифровых копий бумажных документов. Здесь определяющим является качество сканирования, которое связано с использованием оборудования и квалификацией исполнителей. Необходимо отметить, что качество сканирования  существенно зависит от качества (сохранности) бумажного варианта документа, что в свою очередь, связано с трудоёмкостью  растеризации,  так как правка документов выполняется вручную. Но наличие бумажных оригиналов в библиотечных фондах создателя ИСС, все - таки гарантирует минимизацию ошибок сканирования.

К сожалению, сведений о наличии у разработчиков библиотечных фондов отсутствуют. Вместе с тем, наличие легальных библиотечных фондов  значительно повышает деловой имидж разработчиков.

Второй аспект это технические ошибки. К ним  относится тиражирование документов с грамматическими и иными ошибками.

С целью оценки качества поиска нормативных документов и быстроте их поиска было проведено фрагментарное тестирование различных ИСС.

Задание: найти «техническое задание на строительство здания».

Система «Техэксперт»

В результате поиска с использованием сервиса «Интеллектуальный поиск» затраты времени составили около 1 мин. Полные информационные возможности продуктов системы Техэксперт приведены в Приложении 3.

Система Право.ru[8].

Найден материал в течении1 минуты в разделе «Технические нормы и правила :ГОСТ 19.201-78 ЕСПД. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению (с Изменением N 1)

Документ сопровождается комментарием: СПС «Право.ru» не несет ответственности за последствия применения данного документа, связанные с недостоверностью его положений».

Более подробно возможности СПС «Право» приведены в Приложении 4.

Система Консультант Плюс [9].

 Нужная информация была найдена в течение 2х минут.

Детально возможности системы Консультант Плюс приведены  в Приложении 5.

Система NormaCS[10]

Найден материал в течении1 минуты в разделе «Технические нормы и правила: ГОСТ 19.201-78 ЕСПД. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению (с Изменением N 1)

С целью детализации эффективности работы системы NCS проведен экспресс - опрос сотрудников, пользующихся системой в практической работе.

Опрос производился по  14 критериям:

  1. Поиск документа.
  2. Сортировка списков документов.
  3. Гиперссылки.
  4. Работа с редакциями документов.
  5. Интеграция  с другими программами.
  6. Отражение новостей по новым поступлениям.
  7. Консультации экспертов.
  8. Доступ к книгам.
  9. Доступ к журналам
  10. Наличие справочников.
  11. Доступ к базам документов.
  12. Интерфейс.
  13. Сервис, дополнительные услуги.
  14. Техническое сопровождение .

В результате экспресс-опроса  - проектировщиков со стажем работы более 2х лет(20 чел), студентов 30 чел, использующих систему NormaCS для дипломного проектирования было установлено, что в целом, степень удовлетворения  качеством системы  составляет порядка 90%.

Таким образом, поисковые возможности систем по быстродействию и полноте нахождения документов практически идентичны.

Вместе с тем, очевидным становится необходимость ориентации потребителей  на специализированные по тематической направленности информационно-справочные системы.

 

Федеральная  интеграция нормативно-технических и нормативно правовых баз.

В современных условиях  важнейшим информационным направлением становиться реализация взаимодействия информационных систем организаций и ведомств осуществляемая в рамках государственной целевой программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».

Элементы данного направления конкретизируются в Постановлении Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. N 928 г. Москва "О базовых государственных информационных ресурсах" [11].

Во исполнение части 2 статьи 7.1 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Правительство Российской Федерации постановляет: утвердить прилагаемые требования к порядку формирования, актуализации и использования базовых государственных информационных ресурсов;

Базовые государственные информационные ресурсы формируются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами государственных внебюджетных фондов путем размещения в созданных или создаваемых государственных информационных ресурсах уникальных сведений об объекте либо о субъекте (физическом или юридическом лице), которые предназначены для использования при осуществлении межведомственного информационного взаимодействия в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и на создание которых указанные органы уполномочены в соответствии с федеральными законами .

Взаимодействие реализуется в рамках:

  1. системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО).
  2. единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Единая система нормативно-справочной информации (ЕСНСИ) – федеральная государственная информационная система, которая предназначена для обеспечения единой точки доступа к справочной информации (НСИ), используемой в государственных и муниципальных информационных системах [12].

В состав ЕСНСИ входят:

  1. Реестр нормативно-справочной информации (реестр НСИ),
  2. Реестр базовых государственных информационных ресурсов (реестр БГИР
  3. Реестр основных сведений и идентификаторов объектов учета (реестр ОСиИ),
  4. Общедоступные данные справочников и классификаторов, включенных в реестр НСИ, данные которых передаются в ЕСНСИ или ведутся в Системе.

На   реализацию  государственной целевой программы «Информационное общество (2011-2020 годы) ориентируются многие отечественные и зарубежные компании.

Данная доктрина распространяется также на страны СНГ.

Этот тренд развития  нашел свое отражение в рамках создания ИСС в кооперации с белорусскими и украинскими компаниями.

Компания ЭКСПЕРТЦЕНТР предоставляет белорусским пользователям компьютерную правовую систему по законодательству Украины в рамках эксклюзивного соглашения с ЗАО «ИНФОРМТЕХНОЛОГИЯ»(г. Киев).

Компания ЭКСПЕРТЦЕНТР является официальным и единственным представителем Консорциума «Кодекс» (г. С.-Петербург) на территории Республики Беларусь и представляет белорусским предприятиям информационно-правовые системы по законодательству Российской Федерации "Кодекс".

В качестве примера рассмотрим возможности специализированной компании по разработке и поставке электронных офисных систем – компания « Электронные Офисные Системы».

Компания ЭОС разрабатывает и внедряет современные системы управления корпоративным контентом, обеспечивающие оперативную работу с документами, информацией и знаниями, а также управление взаимодействием пользователей. Разрабатываются и поставляются системы электронного документооборота, архивного дела, системы класса Enterprise content management;

Для автоматизации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Создана система АИС МФЦ ДЕЛО [13].

Система  функционирует совместно с  СМЭВ, РСМЭВ, УЭК, ИАС МКГУ, ГИС ГМП, Центром Телефонного Обслуживания, федеральной государственной информационной системой «ЕСИА».

Возможности  АИС МФЦ ДЕЛО представлены в Приложении 6.

Еще одно направление интеграции  частного информационного бизнеса с государственными информационными системами представляется достаточно привлекательным, так как система ФГИС ЕСИА затрагивает возможности встраивания людских ресурсов в системы управления производством, которые базируются на  документах ИСС.

В рамках инфраструктуры электронного правительства Минкомсвязи России создала и развивает Единую систему идентификации и аутентификации (ФГИС ЕСИА) [14], цель которой — упорядочить и централизовать процессы регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации пользователей.

Предоставляет информационным системам органов государственной власти решение по достоверной идентификации пользователей (физических и юридических лиц, органов государственной власти). Достоверность достигается за счет того, что регистрация лица в ЕСИА сопряжена с проверкой значимых для удостоверения личности критериев;

ЕСИА обеспечивает защиту размещённой в ней информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Включение ФГИС ЕСИА в общую систему информационного пространства, где правовые и нормативно-технические системы  являются значимыми элементами,  позволит создать эффективную систему управления материальными и людскими ресурсами для различных целей.

 

ВЫВОДЫ

  1. Обеспечение легитимности  ИСС является обязательным условиям эффективного информационного бизнеса [15].
  2. Доктрина развития основывается на тесной кооперации с государственными информационными системами.
  3. Для успешного развития информационного бизнеса необходимо  совершенствовать методологию развития ИСС на основе принципа предметной ориентации  ИСС, повышения уровня специализации и кооперации ИСС на основе партнерских соглашений отечественных и зарубежных производителей [16].

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

На что обращают внимание пользователи различных нормативно технических баз

При выявлении преимуществ одной системой перед другой пользователи различной квалификации выделяют следующие позиции:

  1. Поиск

        Поиск не выдает подсказок, не позволяет искать по названию и по                    тексту одновременно. Поиск в одной строке не распознает многие атрибуты, приходится дополнительно их вбивать в карточке поиска. Список сортируется только по количеству вхождений запроса в текст документа, нет сортировки по дате и юридическому статусу. Пользователю приходится дорабатывать поля для поиска вместо того, чтобы искать документы. Есть возможность поиска по графическим материалам.

  1. Методика работы с инструментами поиска, например, пользователю должен быть понятен алгоритм поиска: искать ответ на вопрос в названии, тексте или терминах.
    1. Дизайн  интерфейса:

3.1.  достаточность или недостаточность  иконок на рабочем столе,

3.2.  возможность управления размерами иконок,

3.3.  цветовая гамма интерфейса,

3.4.  единство оформительского стиля,

3.5.  Детально рассматриваются нижние и верхние панели,

3.6.  вкладки,

3.7.  прямые и обратные ссылки,

3.8.   наличие интеллектуального поиска.

Следует отметить, что ряд пользователей считают удобным интеллектуальный поиск, когда по одному или двум ключевым словам они могут найти документ. Это говорит лишь о механистическом понимании пользователем  функции «интеллектуального поиска» по аналогии с поиском в системах Яндекса или Google, где истинная цель поиска выявление сайтов, использующих ключевые слова, т.е. маркетинговый прием.

  1. Наличие вкладок, детализирующих оглавление-выпадающие вкладки, наличие или отсутствие двухоконного режима.
  2. Возможность интеграции с другими программами, например, с  MS Word, AUTOCAD, NANOCAD [17], сервисами ГИС, 3Д и аналогичными приложениями, экспорта, импорта документов и его фрагментов  и т.д.
  3. Настраиваемость интерфейса  с учетом решаемых пользователем задач.
  4. Доступные поля для поиска Возможность создания своих групп реквизитов.
  5. Особенности поиска по: тексту, индексу документов, сквозной поиск документов, поиск по терминам.
    1. Поиск в графических материалах.
    2. Сортировка результатов поиска.
    3. Значки актуальности документов.
    4. Фильтр по индексу документов.
    5. Справочная информация к документам в списке.
    6. Выделение поисковых слов в открытом документе.
    7. Наличие или отсутствие поискового навигатора связанного деревом каталогов,  и наличием интерактивного поиска.
      1. Отсутствие функции документов на контроле.
      2. Особенности представления изменений к документам.
      3. Консультации.
      4. Сервис и дополнительные услуги Личный специалист по обслуживанию системы.
        1. Горячая линия.
        2. Поддержка экспертов.

       22.Ежемесячная актуализация базы вопросов и ответов.

       23.Возможность прямых коммуникаций с экспертами.

      24.Систематизация ответов как основа возможности минимизации  типичных ошибок  в практике строительства, проектирования и производства продукции.

        25.Комплексный учет специфики деятельности организаций и частных лиц, входящих в различные СРО РФ и международные профессиональные сообщества.

       26.Снижение непроизводительных затрат времени пользователей базы за счет  использования актуализации на дату применения ответов по типовым производственным ситуациям на основе использования гиперссылок.

       27.Семинары.

       28.Печатные издания.

       29.Возможность резервного копирования базы документов.

       30.Возможность присвоения собственных атрибутов документам.

       31.Возможность создания редакции документа, если по каким-то причинам. нужно сохранить документ в старом виде и добавить новый вариант.

        32.Возможность разграничения прав оператора по вводу документов.

        33.Просмотр истории работы с документом.

        34.Возможность присоединения нескольких вложений разных форматов к документу.

       35.Возможность массовой загрузки документов.

       36.Возможность защиты документов от просмотра.

       37.Возможность восстановления удаленного документа.

        38.Возможность постановки документа "на контроль".

        39.Наличие «плавающей» лицензии, с приоритетом доступа.

        40.Периодичность обновления.

        41.Сетевой вариант поставки.

        42.Наличие демо-версии.

        43.Возможности сравнения различных баз документов.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Продукты/Техэксперт (РФ)

Электронные системы нормативно-технической информации, в зависимости от тематической направленности структурированы в отраслевые информационные продукты.

  1. Строительство и проектирование.
  2. Промышленность, Энергетика, Связь.
  3. Охрана труда и безопасность на предприятии.
  4. Нормы, правила, стандарты и законодательство России.

В свою очередь отраслевые информационные продукты систематизированы по следующим направлениям:

Строительство и проектирование

  1. 1.     Техэксперт: Стройэксперт
  2. Нормы, правила, стандарты и законодательство России
  3. Нормы, правила, стандарты и законодательство по техническому
    регулированию  различных отраслей экономики.
  4. Архив «Нормы, правила, стандарты России.
  5. Словарь терминов в строительстве, архитектуре и ЖКХ определенные законодательством Российской Федерации.
  6. Классификаторы России. (Справочные издания и учебные пособия по дорожному строительству.
  7. Правовое регулирование строительства и ЖКХ.
  8. Правовые акты органов государственной власти РФ.
  9. Строительное производство и проектирование.
  10. Территориальные строительные нормы.
  11. Архив нормативно-технических документов по строительству.
  12. Техэксперт: Ценообразование и сметное дело в строительстве.
  13. Строительство автомобильных дорог.

2.Техэксперт: Стройтехнолог

  1. Справочник по технологиям строительных работ.
  2. Технологическая информация по основным видам строительных работ.
    1. Технологические карты.
    2. Проекты производства работ (ППР).
    3. проекты организации строительства (ПОС).
    4. схемы операционного контроля качества (СОКК).
    5. указания к производству работ.
    6. Комментарии, статьи, консультации по вопросам строительства.
    7. Организация строительного процесса.
    8. Формы строительной документации.
    9. Формы статистической отчетности.
    10. формы первичной учетной документации.
    11. документация по охране труда.
    12. производственная (исполнительная) документация.
    13. документация по контролю качества в строительстве.
    14. образцы правовых и деловых документов.
    15. Строительные материалы и оборудование.
    16. Комплексная информация о строительных  материалах, изделиях, конструкциях, машинах и оборудовании.
    17. Словарь строительных терминов. Содержит более 3000 терминов и их определений.

3.ТПД. Здания, сооружения, конструкции и узлы

  1. ТПД Строительные изделия, конструкции и узлы.
  2.  Абонемент ТПД.
  3.  Жилые, общественные и сельскохозяйственные здания.
  4. Каталоги проектной документации повторного применения

Источником информации является ОАО "Центр проектной продукции в строительстве" (Росстрой/ОАО "ЦПП").

Система имеет сертификат соответствия в системе сертификации ГОСТ Р Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

4.Техэксперт: Строй-Ресурс: Подрядные организации

  1. Применение и монтаж материалов.
  2. Каталог поставщиков.
  3. Каталог строительных инструментов.
  4. Каталог строительных материалов.

5.Техэксперт: Строй-Ресурс: Проектные организации

  1. Материалы с выставок.
  2. Техническая библиотека проектного отдела.
  3. Каталог строительных материалов.

6.Промышленность, Энергетика, Связь

  1. Техэксперт: Нефтегазовый комплекс.
  2. ООО "СПКТБ Нефтегазмаш" - актуальные технические условия (ТУ, ТУ-УК) для осуществления капитального ремонта различного нефтегазового оборудования.
  3. ОАО "ВНИИСТ"  - нормативно-технические документы (РД, СТО, ТУ,  Рекомендации и Руководства), в области строительства и  эксплуатации трубопроводов, а также других объектов топливно-энергетического комплекса. Все стандарты являются официальными и предоставляются на основании прямых договоров и с соблюдением авторских  прав разработчиков документов. Электронный текст документа подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по: ООО "Строительные технологии" СПб, 2016 г.

За отдельную плату приобретаются необходимые полнотекстовые документы одного или нескольких разработчиков, с которыми можно в рамках системы "Документы ведущих разработчиков".

Документы остальных разработчиков будут доступны только в виде карточек с основной информацией о документе.

В карточке документа доступна следующая информация:

  1. номер, вид, название документа;
  2. статус документа;
  3. список нормативных документов, на которые ссылается разработчик.

7.Техэксперт: Электроэнергетика

  1. Электронная библиотека периодических изданий в области электроэнергетики.
  2. Справочник по электроэнергетике.
  3. Термины и определения по энергетике. Акты, паспорта, балансы, журналы, протоколы, ведомости, типовые инструкции, наряды и т.д.
  4. Новости энергетической отрасли.
  5. Образцы и формы документов в области электроэнергетики.
  6.  Сборник статей.
  7. Норма, правила, стандарты в электроэнергетике.
  8. Основы правового регулирования топливно-энергетического комплекса.

8.Техэксперт: Теплоэнергетика

  1. Основы правового регулирования топливно-энергетического комплекса.
    1. Нормы, правила, стандарты по теплоэнергетике.
    2. Образцы и формы документов в области теплоэнергетики: акты, паспорта, балансы, журналы, протоколы, ведомости, типовые инструкции, наряды и т.д.
    3. Термины и определение по энергетике. Перечень основных определений в области энергетики.
      1. Новости энергетической отрасли.

 

  1. 9.     Техэксперт: Связь
  2. Основы правового регулирования в области связи. Содержит документацию (нормативные акты органов государственной власти, федеральных министерств и ведомств (Минсвязь РФ, Главгоссвязьнадзор, ФАПСИ и др.).
  3. Документы (ГОСТ, ОСТ, СНиП, РДС, ПБ, РД, ВСН, НПБ, СП),
  4. Практика разрешения споров в области связи в арбитражных судах различных регионов.
    1. 10.          Техэксперт: Охрана труда
  5. Нормативные документы по охране труда.
  6. Образцы документов в области охраны труда.
  7. Справочник по охране труда.
  8. Комментарии, статьи, консультации по охране труда и безопасности на предприятии. Аналитические материалы, статьи специализированных СМИ.
  9. Практика разрешения споров по вопросам охраны труда. Практика
  10. 6.     применения законодательства по охране труда.
    1. 11.          Техэксперт: Экология. Проф
  11. Справочник эколога.
  12. Пошаговые инструкции по обращению с отходами  производства и потребления,
  13. охране водных ресурсов и атмосферного воздуха,
  14. лицензированию в природопользовании,
  15. организации санитарно-защитной зоны,
  16. расчету экологических платежей и налогов,
  17. экологической экспертизе,
  18. менеджменту, контролю, аудиту, паспортизации, сертификации и многое другое. Каждый блок раздела содержит практические пособия, которые разъясняют порядок применения нормативно-правовой и нормативно-технической документации.
  19. Основы правового регулирования охраны окружающей среды.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Основные виды документов ,входящих в информационно-справочные системы

  1. Международные и региональные стандарты (при условии присоединения к ним РФ), а также национальные стандарты других стран (при наличии соответствующих соглашений с этими странами) применяют на территории РФ в качестве государственных стандартов. Например, ГОСТ Р ИСО/МЭК 2593-98 и ГОСТ Р 51295-99 (ИСО 2965-97).
  2. Региональные стандарты для России – это межгосударственные стандарты (ГОСТ) и стандарты бывшего Совета Экономической Взаимопомощи (СТ СЭВ).
  3. Межгосударственные стандарты (ГОСТ) действуют, как региональные стандарты в странах СНГ. Основу Межгосударственной системы стандартизации (МГСС) составили государственные стандарты бывшего Союза ССР. В РФ эти стандарты применяются постольку, поскольку они не противоречат законодательству РФ.
  4. Межгосударственные стандарты принимаются Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) или Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС). Решение об отменен того или иного стандарта СССР на территории РФ принимают Госстандарт или Госстрой России. Условные обозначения межгосударственных стандартов аналогичны обозначениям государственных стандартов РФ (см. обозначения выше), но без буквы «Р».
  5. Международные стандарты(ИСО, МЭК, ИСО/МЭК) наиболее широко используются во всем мире; представляют собой тщательно отработанный вариант технических требований к продукции (услуге), что значительно облегчает обмен товарами, услугами и идеями между странами всего мира. Международные стандарты ИСО, МЭК и ИСО/МЭК не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц.
  6. Общероссийские классификаторы технико-экономической информации создаются в рамках Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ).Составной частью ЕСКК ТЭСИ является каталогизация продукции. Она предусматривает составление перечней производимой, экспортируемой и импортируемой продукции с ее описанием (идентификацией). Источником информации для каталогизации являются каталожные листы (КЛ), представляемые в Центры метрологии и стандартизации при регистрации предприятием-изготовителем ТУ на продукцию.
  7. Стандарты отраслей (ОСТ).  Пример условного обозначения отраслевого стандарта: ОСТ 56 98 93.
  8. Стандарты предприятий(СТП)  Пример условного обозначения стандарта предприятия: СТП СПб ГМТУ 05 98.
  9. Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО) Пример условного обозначения стандарта общества: СТО РОО 1.01 95.
  10. Технические условия (ТУ) Пример условного обозначения технических условий: ТУ 1115 017 38576343 93.
  11. Правила (ПР). Пример условного обозначения правил - ПР 50.1.005 – 95.
  12. Межгосударственные правила  (ПМГ) Пример условного обозначения: ПМГ 13-95.
  13. Рекомендации (Р). Пример условного обозначения Р-13-96
  14. Межгосударственные рекомендации  (РМГ). Пример условного обозначения РМГ 19-96.

Информация о принятых правилах и рекомендациях издательство стандартов публикует в ежемесячном информационном указателе (ИУС) «Государственные стандарты».

  1. Технические регламенты. В РФ действуют общие  и специальные технические регламенты.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Справочно-правовая система «Право.ru».

Нормативные акты и правовые документы представлены в СПС «Право.ru» в разделах:

  1. Федеральное законодательство.
  2. Региональное законодательство.
  3. Судебная практика.
  4. Международное право.
  5. Технические нормы и правила.

Работа с техническими нормами и правилами

Если документ не был официально опубликован, либо отсутствует в свободном доступе на ресурсах уполномоченных государственных органов в официальной редакции, некоторые сведения в документе могут не соответствовать официальной редакции. При применении положений данного документа рекомендуется  сопоставление  его положений с официальным текстом документа, который может быть получен у третьих лиц.

СПС «Право. ru» не несет ответственности за последствия применения данного документа, связанные с недостоверностью его положений.

Иные правовые акты

Законопроекты

Комментарии и консультации

Основные преимущества СПС «Право.ru»

  1. Онлайн доступ,
  2. Мобильность,
  3. Доступ для гаджетов  работающих на мобильных платформ iOS, Android и Win 8,
  4. Обновление документов - становятся доступными в режиме онлайн после  их официальной публикации в открытых официальных источниках.

Единая база документов

Пользователям доступны сразу все документы — от федерального законодательства до нормативных актов отдельных субъектов Российской Федерации. Для удобства пользователь может ограничить область поиска своим регионом.

Качество и результаты поиска

Точность поисковой выдачи обеспечивает уникальный алгоритм, который учитывает не только степень соответствия запросу, но и юридическую силу, а также популярность документа и прочие факторы. Результат поиска учитывает интересы пользователей и отображает именно те документы, которые наиболее востребованы ими в данный момент.

Интерфейс и функциональные возможности

Основной подход, использованный при создании интерфейса, заимствован у  поисковиков — Google, Yandex, Bing. Любой элемент системы имеет интерактивные подсказки и описание в подробной инструкции.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

СИСТЕМА КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС 2017

ТОП — свой профиль для каждого пользователя - это стартовая страница, лента новостей, специальные подсказки и результаты поиска, настроенные под задачи специалиста: бухгалтер, юрист, специалист бюджетной организации, специалист по закупкам.

Конструктор исковых заявлений содержит более 250 шаблонов исков.

Онлайн версия 2017

  1. Консультант Плюс доступен с любого компьютера при наличии Интернета.
  2. Актуализированные базы.
  3. Работа с мобильных устройств.

        4. Электронная система полностью адаптирована под использование в России.

Эффективность работы СПС достигается благодаря наличию в ней следующих функций и разделов:

  1. Актуальная правовая база.
  2. Примеры правильного оформления отчетности.
  3. Электронный консультант помогает проследить за изменениями в законодательстве, вовремя узнать о нововведениях, уточнить формы деклараций, найти ответ на волнующий вопрос.
  4. Разделы системы содержат информацию о налогах и выплатах (ОСНО, УСН, ЕНВД, НДС, НДФЛ и т.д.), а также о страховых взносах, социальном страховании, расчете пособий, начислении заработной платы и так далее.
    1. Бланки внутренней и строгой отчетности, правовые документы.
    2. Помощь специалистов и практические примеры решений сложных задач.

Информационная система «Консультант Плюс» предоставляет возможность ознакомиться с мнениями экспертов в области бухучета, налогообложения и права. В программе представлены примеры судебной практики, консультации ведущих специалистов в области бухучета и налогообложения. Система «Консультант Плюс» содержит более 82 532 607 документов по Российскому Законодательству. Также имеется огромный массив судебной практики, справочной информации, книг и путеводителей по определенной тематике. Электронный консультант имеет понятный и простой в использовании интерфейс. Все документы четко структурированы и подкреплены ссылками на нормативно-правовые акты и комментарии ведущих специалистов.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

АИС «МФЦ ДЕЛО»

В АИС «МФЦ ДЕЛО» входят системы:

  1. EOS for SharePoint – продукт, созданный на базе платформы Microsoft SharePoint с поддержкой бесплатной версии Microsoft SharePoint Foundation,  для автоматизации документооборота и решения управленческих задач.
  2. MS SharePoint – универсальная платформа для создания корпоративных порталов, которые становятся точкой доступа к базам данных, документообороту, интернет-ресурсам и различным внешним бизнес-приложениям (ERP, CRM и т.п.).
  3. Подсистема iEOS (iOS)   предназначена для обеспечения взаимодействия пользователей с системами электронного документооборота компании «Электронные Офисные Системы» посредством iPad. Вместе с тем iEOS продолжает традицию минималистических и функциональных интерфейсов, привычных и понятных для пользователей. Продуманный до мелочей дизайн позволяет полностью сосредоточиться на самом документе и действиях с ним.
  4. Подсистема EOSmobile (Android) предназначена для обеспечения взаимодействия пользователей с системами электронного документооборота компании «Электронные Офисные Системы» посредством Android планшета. Приложение позволяет не только обрабатывать получаемые документы, но и создавать документы на основе файлов из других приложений, например, полученных по почте.
  5. Подсистема «АРМ Руководителя» для Windows 8 поддерживает все возможности новой платформы Microsoft, в том числе визуальный интерфейс Modern UI (ранее известный как Metro) и технологию «семантического зума».
  6. Мобильный кабинет (любая OS).
  7. Портфель руководителя (iOS).
  8. Приложение, разработанное компанией «Бизнес-ИТ» на базе серверной составляющей решения «АРМ Руководителя», реализует функции мобильной работы с документами и помогает оперативно получать их для визирования, согласования и подписания, накладывать необходимые резолюции (в том числе и голосовые), проводить поиск среди уже полученных документов, а также визировать документы и ставить на них электронную подпись. «Портфель руководителя» можно использовать как при подключении к локальной сети или Интернету, так и в автономном режиме.
  9. Приложение Electrodocs (iOS и Android)  предназначено для повышения комфорта оперативной и мобильной работы пользователей с документами в системе «Дело» компании «Электронные Офисные Системы» посредством iPad, iPhone и Андроид-устройств. «Electrodocs» максимально приближает действия пользователя к работе в традиционном бумажном формате – минимализм и простота интерфейсов, скорость пролистывания страниц и отображения документов. А соответствующий дизайн позволяет, провести аналогию ощущения себя в кресле руководителя высокого ранга. АИС МФЦ «ДЕЛО» включена в реестр отечественного ПО.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Электронный ресурс «Страна права». Форма доступа: http://strana-prava.ru
  2. Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Форма доступа: https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/
  3. Федеральный закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" от 31.05.2001 N 73-ФЗ (действующая редакция, 2016) [3].
  4. Официальный сайт консорциума «Кодекс». Форма доступа http://www.kodeks.ru
  5. ООО "Строительные технологии" СПб., 2016 г. Форма доступа http://ct-eng.ru/
  6. Официальный сайт Техэксперт. Форма доступа http://www.cntd.ru
  7. ЦНТД «Регламент». Форма доступа http://www.cntd-reglament.ru
  8. Справочная правовая система Право. Форма доступа http://docs.pravo.ru
  9. Система Консультант Плюс. Форма доступа http://www.consultant.ru
  10. NormaCS®. информационно-поисковая система. Форма доступа http://www/normacs.ru
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. N 928 г. Москва "О базовых государственных информационных ресурсах"
  12. Электронный ресурс «Электронное правительство. Единая система нормативно-справочной информации»   Форма доступа https://nsi.gosuslugi.ru/
  13. АИС МФЦ Дело. Государственные и социальные структуры. Точка доступа https:// tadviser.ru
  14. Единая система идентификации и аутентификации (ФГИС ЕСИА). Форма доступа  https://esia.gosuslugi.ru
  15. ООО «Глав-Эксперт. Форма доступа http://glavgos.ru
  16. Сервейинг: Сорокин В.В. разд. 11.4. 11.6-11.9 гл.11. Организация, экспертиза, управление. Часть вторая. Экспертиза недвижимости  и строительный контроль в системе сервейинга: учебник/ под общей редакцией П.Г. Грабового  – Москва: ИИА «Просветитель» 2015.
  17.  Компания Нанософт. Форма доступа http:/www.nanocad